Тюмень - Геленджик - Тюмень (7200 км. на УАЗе)
назад на главную
Дальнебойщики, дружное племя
Такой вывод я сделал, как узнал, что Виктор тоже бывший представитель шоферской элиты. Вечерами он с Михалычем литрами дул различные вина из геленджикского винсовхоза. Напивались до беспамятства под долгие душевные разговоры, под шоферские байки и воспоминания северных трасс. Пели незнакомые дальнебойщицкие песни, а иногда (после четвертого литра) уже и на незнакомом заплетающемся языке. Через несколько дней вино надоело и осталось уделом наших дам, а мы перешли на грузинскую чачу, которую добывал у "надежного чурки" Виктор. Конец пьянкам положила Хозяйка после того, как, накачанный земляками до полуживого состояния, её муж Виктор не смог утром выйти на работу. В последствии всё напоминало кадры из революционных фильмов про подпольщиков. Еще днем с оглядкой набивались стрелки в подвале-мастерской. Вечером конспиративно и незаметно выскальзывали из под присмотра жен. Сидели среди станков с занавешенным плотной тканью окошком и пили-пили-говорили, замирая и вслушиваясь в подозрительные звуки с улицы.

Через три дня весь "марксистский кружок" снова был застукан Хозяйкой и она, пожалев, разрешила возобновить алкогольно-творческие вечера на веранде.

Первое восхождение на геленджикский хребет
Уговорили Виктора показать "секретную" дорогу на вершину одной из гор, где по нашей информации находились несколько дольменов-могильников, не испохабленных туристами в силу труднодоступности. Взяли с собой и Хозяйку.

Если раньше мы всё катались по горным хайвэям с удивительно ровным покрытием, то здесь всё было по-другому. Примерно на середине пути после начала восхождения дорога как понятие кончилась. Пришлось лезть по руслам высохших ручьев, состоящих из крупных и острых камней. Шли на "первой пониженной" из-за очень крутых подъемов. Машины стали греться. Вот тут-то и пришел на помощь масляный радиатор УАЗа. Проблему как рукой сняло.

Всё тряслось, бухали мосты, скрипели рессоры. УАЗы, порой пробуксовывая, вырывали из земли увесистые камни. Был момент, когда я даже усомнился в благоразумии нашей затеи. Жены испугано озирались на раскинувшуюся рядом пропасть. Весь этот кошмар был заснят на видео.

Чудо-трактор "Беларусь"
И представьте наше удивление, когда на вершине горы нам встретился старенький трактор Т-40, с бетонными чушками на передке для противовеса. Оказалось, вершины гор весьма плоски и не покрыты растительностью, там местные скотовладельцы и косят сено. Чтоб ездить в таких условиях на столь неустойчивом транспортном средстве, надо быть трактористом-виртуозом. Тракторист тоже с удивлением проводил взглядом наш эскорт. Больше его мы не видели.

Спуск
Обнаружив гигантские дольмены, осмотрели их, сфотографировались, поупражнялись с биноклями и двинулись в обратный путь. Спуск, как я и предполагал, оказался сложнее подъема. Одна ошибка при игре тормозами и рулем могла заставить кувыркаться машину до самого Геленджика. После недолгих экспериментов решили спускаться на второй пониженной, манипулируя газом и тормозами. Спуск показался очень долгим. Иногда машина срывалась по камням, и здесь главное было быстро разблокировать колеса, но сохранить усилие торможения, не допуская излишней инерции. Мы с Михалычем взмокли от напряжения. Потом, уже внизу, он хорохорился, мол, не в такие засады попадали, но было видно, что этот спуск дался ему нелегко. На спидометре за "вверх-вниз" прибавилось 12 км.

Загадочные "шары"
Кто был в Геленджике, хорошо знает, что на самой высокой горе хребта видны гигантские по размерам белые "шары". Быстро навели справки у местных. В общем, это заброшенная радарная станция противоракетной обороны СССР. Михаил Сергеевич в угоду Западу приказал сократить систему противоракетной обороны, и с 1989 года станция пустует. Заброшенные казармы, разворованное оборудование, и две оставшихся из пяти антенн излучателей, те самые, что снизу воспринимаются как "шары". Я от любопытства чуть не лопнул. Стали собираться к восхождению, и в один из дней, когда не болела голова, двинулись в путь.

Второе восхождение на геленджикский хребет
Накануне в горах прошли сильные дожди, и местные предупреждали нас о размытых дорогах. Дороги при подъеме удивили одной странностью - с одной стороны одна грунтовая колея, с другой камни голыши. Колея оказалась неким подобием тропинки, а оголенные камни - следы дождевых ручьев. Ситуация повторилась, как и в первый раз. Срывающиеся колеса, тряска. Сбоку настоящая пропасть, а навстречу бортовой ЗИЛ-131 с чугунными болванками на заднице и сеном в кузове. Как мы разъехались, долго рассказывать. Место узкое. В зад сдать равно самоубийству, ЗИЛ не может ползти вверх, широк, а потому может соскользнуть. Разъезжались долго, наслушались ворчни от пожилого шофера-кавказца. Уф! Жены в истерическом состоянии.

И вот впереди "шары". Супер. Просто гигантские сооружения. Лазим везде, осматриваем, фотографируемся. Высота такая, что видно Новороссийск, Дивноморск и корабли на рейде. Нахожу "треногу", отметку высоты. Точно, самая большая гора хребта.

Друзья гор - калмыки
Самые сильные чувства всегда вызывает тот факт, что ты здесь один. Только ты смог. И те, кто с тобой. Не всем так сказать дано. Направляюсь к дальнему "шару", как оттуда из двери выходят три прищуренных паренька. Я аж опешил, они тоже. Прищуренные парни, увидев УАЗы на такой высоте, просто в голос закричали: "Вы что, на машинах сюда заехали?" Потрясение их было не меньше, чем моё. Оказалось, это группа бродячих туристов из Калмыкии, поднималась на эту гору пешком с 6 часов утра. Михалыч передал привет Кирсану Иллюмжинову, и пошли дальше осматривать станцию.

Следы жизни на станции
Полазив по казармам и еще по странным помещениям, цель которых так и не была выяснена, мы отправились к каким-то дальним постройкам, возле которых стояли брошенные армейские гусеничные вездеходы и разобранная до винтиков "шишига". Обойдя вокруг вагончика-балка цвета хаки, неожиданно натыкаюсь на стоящий под навесом и работающий дизель-генератор! Мой взгляд, как специалиста, тут же привлекает большое количество различных армейских антенн, явно в рабочем состоянии, со следами постоянного обслуживания. И здесь потрясенные члены нашей экспедиции замечают люк, лаз, дверь (как угодно), уходящий под землю, в гору. Решили, что мешаем безопасности страны - пора домой, пока нам тут не накостыляли, и, оглядываясь назад, садимся по машинам. Спуск прошел так же, как и в первом восхождении, только пройденный путь был больше, 17 км.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ....

Hosted by uCoz