Тюмень - Геленджик - Тюмень (7200 км. на УАЗе)
на главную дальше
Вместо предисловия
Как возникла идея поехать в сверхдальнее путешествие, да еще и на УАЗике, точно не помню, но от одной мысли выбраться к морю на своем вездеходе просто захватывало дух. Скажу честно, до самого последнего момента перед встречей с морем все это напоминало обреченную на провал авантюру. Но теперь, оглядываясь на минувший отпуск, понимаю, что на самом деле все очень просто.

Маршрут, навигация, финансовые и прочие расчеты
Куда ехать, особо не определялись, цель была сформулирована так - "К морю!". Немного поскребли затылки, определяясь, к какому. Ну не Баренцево конечно, но все же в начале хотели посмотреть Азовское. После рассказов знакомых о том, что на Азовском почти нет волн и очень мелко, женская часть экипажа устроила истерику. Только на Черное! А, хрен с ним! Черное, дак черное. Куда именно? Увидим море - определимся.

По атласу автомобильных дорог России, Черное море мы должны были увидеть, приехав в селение Джубга. Правда, когда приехали в эту самую Джубгу, моря не увидели. Почему? Читайте дальше.

По расчетам, наш маршрут Тюмень - Джубга - Тюмень должен был составить около 7000 км. По 3500 в каждую сторону. От такой перспективы просто "крыша ехала". На бензиновые цены в 5 руб. 20 коп. (как у нас в Тюмени) мы, естессно, не рассчитывали. Почитав газеты и интернет, прикинув возможный спекулятивный рост цен на бензин, посчитали по 7 руб. ровно. Получилась неплохая сумма, но это только стоимость двух билетов до Сочи в проперженых купейных вагонах с пьяными проводниками. Оказалось, мы круто, но приятно ошиблись в расчетах. Забегая вперед, скажу, бензин в августе 2001 года только дешевел.

Подготовка
Готовиться к поездке начал примерно за месяц. Точнее, несколько вечеров в неделю, свободных от мук спортзала, посвящал главному герою. Знакомьтесь: УАЗ-31514, 1993 года выпуска, комплектация "Люкс", с "гражданскими" мостами, двигатель 4718, резина "универсалка" И-502. Несомненно, многие агрегаты в автомобиле были просто проверены, но в основном все свелось к смене масла в емкостях. С собой взял пятилитровую канистру масла 20W40, пузырек "тормозухи", ремень, крышку трамблера, пару лампочек, банку со всякими гайками, набор инструментов, две резиновые камеры. Все. Про знаки аварийной остановки, буксирный трос, аптечку, огнетушитель не говорю, это как, само собой разумеется. Так же решил "перебортовать" колеса, заменив остромодные литые диски на обычные УАЗовские. Почему? Об этом позже.

Выяснилось, что в Тюмени к периоду отпусков в автомагазинах сложился дефицит импортных радар-детекторов, или, говоря проще, антирадаров. Предлагавшиеся российские разработки я непатриотично отверг, имея опыт общения с такой техникой. С трудом в захолустном магазинишке нашел один-единственный Whistler 1605. Прибор был установлен в машину и включался вместе с зажиганием, кратковременно оглашая салон радостными мелодиями.

Может, это покажется кому-то странным, но в нашей машине не было никакой "музыки". Лучшая музыка - в исправном моторе. В машину была установлена старенькая Си-Би радиостанция "Мирай Джант" и небольшая антенна. На окна, кроме ветрового, пошили сдвижные шторы из темной ткани. Еду решили в дорогу закупить дома и под это дело набили целый чемодан консервов, тушенок и долгохранящихся деликатесов. С собой было взято 8 (!) литров сока, 5 литров минеральной воды и 20-литровая канистра под чистую воду. В машине я поставил плоский 40-литровый герметичный бак под бензин, "на всякий случай", эдакий н/з (не понадобился) и стандартную 20-литровую бензиновую канистру. Были закуплены к фотоаппарату пять пленок "Fuji" и четыре кассеты к видеокамере. Сдуру купили дома ласты и маски. Но оказалось поехали в Тулу, со своим самоваром. На "юге" всё это было в треть дешевле и в большем ассортименте. Не забыли купить аэрозольный реппелент. Взяли с собой электрошокер, о котором так и не вспомнили за всю поездку. Ножи, вилки, ложки, пластмассовые кружки, походный котелок, тарелки и миниатюрную газовую плитку. Раскладной стульчик. Топор, ножовку, пластмассовое ведро. Старую кожаную куртку. Комплект чистого постельного белья. В автомобиль установил быстросъемную "кровать" собственной разработки.

После укладки вещей оказалось, что места под "кроватью" еще более, чем предостаточно.

Супер-кровать в УАЗе
Так как в поездку мы собирались вдвоем с женой, нужды в заднем сидении не было. Начитавшись в интернет-конференции рассказов бывалых УАЗоводов про организацию ночевок в автомобилях УАЗ-3151 и оставшись неудовлетворенным, решил придумать что-нибудь сам. Первым условием было - никаких переделок салона. Кровать-спальник должна устанавливаться на штатный крепеж взамен задних сидений и обеспечивать необходимую ширину-длину спального места. Также не ущемлять свободное место для багажа, открывать к нему доступ без уборки постели, легко демонтироваться при необходимости. Все эти условия были выполнены. По моему чертежу и под присмотром, кровать была воплощена в кустарной мастерской за 45 минут. За день до выезда машину промыли как внутри, так и с наружи. Кровать застелили стандартным двуспальным матрасом. Бросили две большие подушки. Два одеяла. Все заправили чистым бельем. Получился УАЗ-кемпер.

УАЗ - напарник
Буквально за три дня до отъезда, наконец-то поверив в серьезность моих намерений, решил поехать с женой, на своем УАЗ 31514, мой сосед. Знакомьтесь: Михалыч, крепкий мужик, 47 лет от роду, отставной дальнобойщик. Помешан на автомобилях УАЗ. Михалыч, посмотрев установленную в моем УАЗе кровать, повторил конструкцию, провозившись в своем гараже со сварочным аппаратом пол-дня. Правда, из природной вредности сделал ее ниже по высоте. К чему это привело, вы узнаете дальше.

Стартер
За два дня до выезда вдруг стартер моего УАЗа начал беспричинно выключаться при попытке пуска горячего двигателя. Схватит - и вдруг "бендикс" выскакивает из зацепления, и стартер молотит вхолостую со специфическим звуком. Ремонтироваться было уже некогда и, прихватив новый бендикс, махнул рукой - как нибудь доедем. Оказалось, не бендикс виноват. Но об этом позже.

Поехали!
Кто куда. Как всегда. Моя жена, например не была уверена, что выключила утюг (классика!) и пришлось с выезда из города вернуться домой. Утюг, понятно, был не включен, но зато голова в дороге не болела. Михалыч, оказывается, не заправился и попер на какую-то дальнюю супердешевую АЗС, где нарвался на очередь из грузовиков с баками по 200 литров. В общем, вместо запланированных 9 утра выехали в 12-30. Это случилось 12 августа 2001 года. До свидания, Тюмень! Мы в отпуске!

УАЗ УАЗу рознь!
Первая досада исходила от Михалыча. Дело в том, что УАЗики имеют как бы две разновидности - одни в гражданском исполнении, к которому относится мой. Другие в военном, как у Михалыча. Не буду вдаваться в технические подробности, просто скажу - мой УАЗ ходит с крейсерской скоростью 95-100 км/ч, у Михалыча - 80-90. Точнее, оба автомобиля могут "ходить" и 120, но второму это менее полезно, чем первому. Михалыч, как ведущий нашего маленького конвоя, выбрал скорость около 75 км/ч и "попилил". Проехав первые 200 км, я взмолился по рации. Михалыч отшучивался. И только после настойчивых уговоров, перешедших в нецензурную брань и угрозы уехать вперед, ведущий прибавил ходу до 90 км. Так и шли всю дорогу, порой разгоняясь на спусках и обгонах до 110.

Прощай, Сибирь, привет, Урал!
К вечеру прошли уже курганскую область и город Челябинск, встретивший нас аномальными ценами на бензин. Редко где попадались заправки с бензином А-80 по 7 руб. В основном по 7-20 и 7-40. Так что челябинскую область "просвистели" на еще дешевом тюменском бензине.

После Челябы пошел седой Урал. Тысячелетние, укутанные дремучими лесами горы. Бескрайние просторы. Красота. Чувства неописуемые. Жена плющила нос о стекло, жадно разглядывая красоту Уральских гор. Много снимали на видео. Остановились только в одном месте, где установлен знак, разделяющий Европу и Азию. Возле знака, как примета нового времени, торговые палатки, кафе, шашлыки-машлыки. Вот только туалета не предусмотрели. Поэтому туристы щедро орошали мочой бетонный куб "Европа-Азия". Запах аммиака и экскрементов был так силен, что подойти к нему ближе пяти метров было невозможно. Невзирая на отговоры своей жены, Михалыч полез к кубу фотографироваться и "подорвался на мине". Ботинок, конечно, отчистили, но запах преследовал Михалыча долго.

В Курганской области. Едем "на море", увидели танк


Глюки в горах
Я раньше никогда не ездил на машине в горах, поэтому со мной произошел забавный случай. Преодоление бесконечных спусков и подъемов изменяет восприятие окружающего мира, и вот на очередном спуске замечаю, что машина не разгоняется едет все хуже и хуже, теряет скорость. Забренчали "пальцы" и машина встала. Кричу Михалычу по рации: "У меня проблемы с машиной!" А сам думаю, ну вот блин и приплыли. Абзац отпуску. До дома больше 600 км. В ответ: "С головой у тебя проблемы!" Вот говно, думаю, даже не останавливается. Завожу двигатель, не успеваю включить передачу как машина сама едет в гору задом. Я чуть с ума не сошел. Спрашиваю жену - это спуск или подъем? Спуск, говорит. И я вижу, что спуск. Но машина катится "вверх". Наконец понимая, что стал жертвой какого-то оптического обмана, просто усилием воли заставляю зрительный центр поверить, что все наоборот, и поехал дальше на третьей передаче. Позже еще несколько раз был очевидцем такого эффекта. На обратном пути Михалыч однажды тоже спросил по рации: "Спуск или подъем?" Мой комментарий к его вопросу был конечно не для печати.

Интересно, что на Кавказе такого эффекта не наблюдали.

Первая ночевка. Никто кроме нас
И вот стало темнеть. Не забивая голову проблемами о ночлеге и безопасности, как наши многочисленные коллеги на легковушках, просто свернули в кювет с подключенными "передками". Забрались на небольшую гору прямо на макушку, где обнаружили как бы небольшой кратер. Там и укрыли автомобили. Включили лампы-переноски, зажгли плиту, сварили суп. На откидном борту Михалычевского УАЗа соорудили стол и отужинали, выпив пива и откушав (только для мужчин!) чекушку водки. Приятная расслабуха просто свалила с ног. Мы с женой забрались в машину, откинули одеяла и заснули.

Сквозь сон слышал недовольный мат Михалыча. Чтоб приготовить постель, им надо было разгрузить для нее место. Сложить пожитки на передние сидения. Развернуть спальники. Так как кровать мой сосед из вредности сделал ниже, чем у меня, вещи под нее просто не влезали. Пришлось их класть сверху. Таким образом, Михалыч не имел в машине постоянно и круглосуточно действующую кровать. Вывод: не вредничай!

Когда жители Виларибо уже видели десятый сон, жители Вилобаджо до сих пор заправляли постель.

Ночью я проснулся от ужасного грохота. Хлестал сильный уральский дождь. Почему-то чесалось тело. Ночью снился кошмар: раскисший кювет и два УАЗа, барахтающиеся в размокшей глине.

Москиты
Как житель Сибири, я не подозревал, что есть насекомые более страшные, чем наши комары-гиганты и мошка. Оказалось, есть. Утром все тело было покрыто рельефными волдырями. Жутко чесалось, до боли, до крови. Никак не мог понять. Вроде комары не "звенели", мошка не лазала. Причиной оказались ма-аленькие, едва заметные насекомые с крылышками, очень больно кусавшие. Тихо, бесшумно. Михалыч сказал, что это москиты. Может быть. Но волдыри от них я довез до моря.

Едем дальше
Ночевка на Урале была, пожалуй, самой запоминающейся. Последующие ночлеги, за небольшим исключением, не оставили особого следа в памяти. Просто с наступление темноты сворачивали в лесополосу или в лес, проходили метров 150 от трассы, ужинали (с чекушкой водки) и спали. Как показали натуральные исследования, два здоровых мужика весом каждый ~ 100 кг, без последствий для здоровья выпивают на двоих чекушку водки и две бутылки пива. Утром наблюдается полное отсутствие остаточных явлений. Значит, в путь.

Башкирия
Башкирия встретила бензином по тюменским ценам и стоящими у дороги "пасечниками" с "башкирским медом". Бензином заправились под горловины, а вот мед пробовать опасались. В дороге видели ветряную электростанцию. Эти несколько гигантских "пропеллеров", стоящих на возвышенности, производили просто колоссальное впечатление своими размерами. Крутились 15 метровые лопасти, вырабатывалось электричество.

Самара
Под Самарой, славящейся беспокойными женщинами, попали в бурю. Сначала хлестал ливень такой силы, что мы вынуждены были остановиться, "дворники" не справлялись, потом вломил град размером с пятак. Я не на шутку испугался за целостность стекол. Было ощущение конца света. Засняли на видео. Сама Самара произвела впечатление большого чистого города с очень хорошими дорогами. В Самаре было +32. Я ехал уже в одних шортах.

Саратов - Волга
Саратов запомнился говенными дорогами. Лязгали зубы, откручивались гайки, отскочил с присосок антирадар. Из машин неслись проклятия в адрес местного губернатора и саратовских дорожников. Пересекли новый гигантский мост через Волгу. Это для местных Волга - просто река, для нас, сибиряков - это Великая Русская Река, поэтому проехать мимо мы не могли. Спустились к Волге-матушке и искупались. Ширь и простор ее был так велик, что невольно хотелось декламировать Некрасова. Про Волгу, "колыбель мою, любил ли кто тебя как ю".

После Саратова нашу колонну остановил первый ГАИшник. Как выяснилось, паренек бредит УАЗами и увидев знакомые вездеходы с незнакомыми номерами, решил расспросить, что да почем. Потрепались минут пять о машинах, о бензине и поехали дальше, так и не показав документов.

Отступая от темы, скажу - УАЗ - находка для Басаева. За всю поездку нас тормознули дважды и ни разу не спросили документов! Зато искренне сочувствую владельцам ВАЗ 2110 и его версий. Инспектора "шерстят" эти машины от всей души, любовь их к этим машинам безмерна, больше ее - только любовь к фурам, но это уже больше, чем любовь.

На протяжении всех дорог нас изводили автомобили с торговцами медом. К примеру, вдалеке на пригорке стоит легковой автомобиль, а на крыше банка меда. Издали воспринимается как патрульная машина с мигалкой. Педаль тормоза в пол. У, зараза!

Об анитрадаре (отступление)
После покупки антирадара за 1850 руб. ночами мучила жаба. Оправдана ли такая покупка? Сто, двести раз ДА! Сколько раз он спас нас от покупки акций АО "ГИБДД", со счета сбились. Порой плотность гаишников с радарами меряли не на километр квадратный, а на гектар земли! В самом дальнем варианте антирадар зафиксировал луч за 4 км! Но надо отдать должное и водителям - все честно предупреждали встречных миганием фар.

Hosted by uCoz